Студентам и специалистам
Та самая база, которой всем не хватает
История политической и правовой мысли
1 семестр
Длительность курса
12 ноября 2024
Старт курса
История политической и правовой мысли лежит в основе всех современных политических порядков и правовых институтов. На протяжении многих веков люди задавались фундаментальными вопросами:
- Что есть право и справедливость?
- Всякий ли человек — гражданин, и может ли человек не быть гражданином?
- Какое правление признать наилучшим, и в чем разница между режимом и формой правления?
- Может ли человек выжить в одиночку, и если нет, то как людям следует объединяться?
В этих размышлениях были выработаны понятия, которые пронизывают всю нашу жизнь: гражданство, подданство, республика, империя, народ, нация и многие другие. Знание истории политико-правовых идей помогает по-новому, глубже и правильнее читать тексты современных и исторических конституций, международных правовых актов и деклараций.
История политической и правовой мысли
О курсе
- Освоение основных понятий политико-правовой мысли
- Обучение работе с текстами по политической философии и философии права
- Уверенное понимание современной политико-правовой риторики
Римское право, его, институты и конструкции, — пронизывают современную цивилистику во всех ее отделах и проявлениях. Весь мир говорит на языке римской классической юриспруденции. Сама юридическая наука возникла в древнем Риме и сохраняет свои основные черты по сей день. Невозможно выстроить или обосновать ни один институт частного права без обращения к основополагающим положениям, созданным римской юриспруденцией.

Система и логика российского гражданского права раскрывается и познается в категориях науки римского права. Изучение римского права — нелегкое дело, оно требует целенаправленных усилий и опытного руководства. Все же, курс можно освоить за год регулярных занятий, если не жалеть время и внимание. Можно обратиться к этим фундаментальным задачам и на 3 и на 4 году обучения, получив предварительное представление о цивилистике на материале действующего российского права. Тогда курс станет важным подспорьем в подготовке к поступлению на лучшие программы магистратуры — чтобы уверенно обратиться к вершинам юридического знания.

Курс годовой (2 семестра), рассчитан на слушателей программ бакалавриата по юриспруденции. Курс позволяет освоить ключевые понятия цивилистики, обучает работать с материалами римского права и дает возможность уверенно разбираться в современной догматике частного права"
Развитие критического мышления: Курс позволит начать задумываться над фундаментальными вопросами политики и права и постепенно в них разбираться.
Навыки работы с текстами: Обучение работе с классическими текстами по политической философии и философии права.
Понимание современной риторики: Уверенное разбирательство в современной политико-правовой риторике и терминологии.
Подготовка к дальнейшему обучению: Курс станет важным подспорьем при подготовке к поступлению в магистратуру и дальнейшему академическому развитию.
Основа политических и правовых институтов: Понимание исторических корней помогает лучше ориентироваться в современных политических и правовых системах.
Связь времен: Изучение мыслителей древности и Средних веков позволяет проследить, как их идеи перешли в Новое время и влияют на нашу действительность.
Анализ ключевых текстов: Предметом изучения станут классические тексты — от Платона до Макса Вебера, от Декларации прав человека и гражданина 1789 года до современных конституций и деклараций.
Понимание основных понятий: Постоянное внимание будет уделено основным понятиям политической и правовой сферы.
Лучший лектор страны
по Истории политической мысли
Лектор
Программа курса
Программа курса
Человек
(01)
Раздел 1 (24часов)
Тема 1. Человек, индивид, гражданин
Человек как субъект политики и права. Сократический поворот в философии. Осмысление человеческой природы как иной по отношению к природе вообще. Зарождение двух концепций естественного права. Естественное право, состояние невинности и естественное состояние.

Дар речи, разум, добродетели как квалифицирующие качества человеческой природы (Платон и Аристотель). Спор о добродетелях: врожденные (Платон) или приобретаемые (Аристотель). Возможность индивида лишь как члена общности, приоритет общего над частным как доминанта домодерной культуры. Проблема принудительной социализации. Стремление к общению как часть природы человека (Аристотель), становление индивида как человека лишь в общении с себе подобными.

Две версии понятия «гражданина»: греческая и римская. Гражданин — человек в полном смысле этого слова: член общины, активно участвующий в ее жизни, воин, хозяин участка земли, отец семейства. Понятие личной свободы (Аристотель + римские юристы), различие между человеком и рабом. Понятие воли. Концепт «гражданского долга»: «хороший гражданин — хороший полис». Гражданские добродетели, понятие справедливости. Понятие равенства.
Тема 2. Лицо, личность, субъект
Понятие «лица» (persona) в римском праве: право- и дееспособность, воля как конституирующий элемент лица; раб как человек, лишенный субъектности. Лицо своего и чужого права (самовластные и подвластные лица). Критерий подвластности: устраняемый порок воли, ограниченность в волеизъявлении (arbitrium), различие между категориями «воли» и «волеизъявления».
Проблема юридического лица в римском праве Античности и Средних веков (корпорации, civitates, Церковь). Естественное и искусственное лицо в политической философии Нового времени. Способность авторизовать действия третьего человека как признак лица. Проблема Левиафана (Гоббс).

От лица к личности. Проблема свободы волеизъявления в раннехристианской догматике (Августин, Иероним, Пелагий), концепт греха. Теория предопределения и свободного волеизъявления (Августин), ее развитие в Новое время (Мартин Лютер, Жан Кальвин). Развитие представлений о субъективном элементе деяния (теории и практики средневековых исповедников); исследования души у Вивеса и Спинозы. Рождение представлений о вине как психическом отношении к совершенному деянию, становление дисциплины уголовного права (Альфонсо де Кастро «О власти уголовного закона»). Развитие представлений о личности как био- психо- социальном единстве. Представления о самоценности личности, концепт прав человека (Гроций, Гоббс, Локк). Человек как цель, а не как средство (И. Кант). Личность и собственность (Руссо). Антитеза личного и общего блага у консерваторов (Берк). Личность как итог развития человека (Гегель).
Общность
(02)
Раздел 2 (24часов)
Тема 3. Гражданская община
Идея общности как образующая для всей политической философии. Проблема выживания человека: либо на основе взаимопомощи и взаимовыручки (Сократ и Платон), либо — врожденной потребности в общении с себе подобными (Аристотель). Этика полиса: справедливость — то, что пригодно другому (Сократ, Аристотель), теории справедливости (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, римские юристы). Справедливость уравнивающая и распределяющая, природная (aequitas) и политическая (iustitia).
Тема 4. Общность за пределами общины: народ
Теория народа в республиканском Риме (Цицерон). Конфликт интерпретаций: спор Августина и Цицерона, причины спора, основные точки разногласий. Политический рационализм vs политический эмоционализм. Томистская революция: отказ от субъектности народа. Понятие «множества» или «совокупности» (multitudo). Диалектика multitudo и populus в философии общественного договора (Гоббс, Спиноза, Руссо). Доктрина народного суверенитета. Понятие нации, проблема представительства (Руссо, Сийес).

Res publica: то, что делает народ народом; общее дело или общее достояние? Республиканская теория: акцент на добродетелях индивида. Перехват «республиканской» повестки: respublica creat regem (Витория). Respublica / Commonwealth как наилучшее государство (Боден, Гоббс, Альтузий).

Развитие идеи народа: империя. Империя как вариант всемирного общества. Понятия сегрегации и солидарности через опознание другого. Альтернатива империи: Церковь. Церковь видимая и невидимая (Августин), возможность присоединения (liberum arbitrium). Общая слабость церкви и империи: проблема языка (Августин, Гус, Лютер, Кальвин). Проблема ереси и ее осмысление. Проблема отделения Церкви от государства, феномен гражданской религии (Гоббс, Пуфендорф).
Тема 5. State, Etat, государство.
Новый тип общности: причины появления; кризис феодального мира, запрос на безопасность, приоритет контракта перед пактом. Теория общественного договора: описание государства in progressu. Естественное состояние. Договор / соглашение / ковенант: pactum ob futurum. Диалектика естественного права и естественных прав, рождение теории прав человека. Права человека в контексте отношений индивида и государства. Естественные и гражданские права. Доктрина суверенитета. Понятие суверена, его возможные варианты (Гоббс, Пуфендорф, Локк, Руссо). Проблема права на сопротивление. Проблема молчаливого согласия. Неприятие абсентеизма, гражданин и подданный. Возможность расторжения общественного договора.
Власть
(03)
Раздел 3 (12часов)
Тема 6.Понятие власти и эволюция его значения
Социальная суть власти, ее возможность лишь в обществе. Власть как взаимодействие. Власть в античном мире: социальная функция, свойство той или иной социальной или политической позиции. Виды и имена власти: разница между властью-мощью, властью-обладанием, властью-повелением и властью-знанием.
Власть в христианском богословии. Революция апостола Павла. Отделение власти от властвующих. Власть как творящая и упорядочивающая сила. Власть как поддерживающая сила. Potestas absoluta vs Potestas ordinata в политической теории (Августин, Александр Гэльский, Уильям Оккам и т.д.). Власть учреждающая и власть учрежденная в теории Нового времени (Харрингтон, Руссо, Сийес).

Рождение волевой концепции власти. Власть как органическое единство возможности, превосходства и признания (Витория). Перемена значения понятия «легитимность».
Тема 7. Правление и управление.
Проблема форм правления в классической мысли (Платон, Аристотель). Платоновская нисходящая спираль («Государство») и риторическая «парная триада» («Политик»). Проблема тирании, парадокс Платона. Аристотелевская классификация, ее рецепция Полибием. Теория смешанного правления. Полибий, Цицерон, Монтескье.

Право как основа правления, различие политии и шайки разбойников (Цицерон). Три формы вместо шести.
Проблема благости власти и правления. Традиция комментирования «Послания к римлянам». Власть как объект исследования: триада Фомы Аквинского.

Различие формы и режима правления (Боден). Теория режимов правления. Проблема диктатуры: комиссарская и суверенная. Диктатор и тиран: проблема суверенитета.
Проблема права на сопротивление (Августин, Иоанн Солсберийский, Фома, Боден, Гоббс, Локк).
Работа с материалом
Во время лекций вы работаете с уникальными раздаточными материалами, доступ к которым у вас сохраняется навсегда.
/03
Ответы на вопросы
Во время лекций есть возможность "поднять руку" и задать вопрос лектору голосом или написать в чате. После лекции вы сможете продолжить коммуникацию на обучающей платформе.
/02
Как проходит обучение
Процесс обучения
Просмотр лекции
Онлайн лекции в закрытом чате на платформе Telegram, в ходе которой лектор разбирает отдельно взятую тему курса с помощью средств визуализации.
/01